Древние знания о женском здоровье и менструации

Не для кого не секрет, что женское здоровье очень тесно связано с биологическими ритмами природы. Во многих культурах существуют традиции и практики, связанные с интимной стороной женской природы, которые кажутся современным женщинам немного устаревшими, а кто-то и вовсе относится к ним как к "табу", не имеющим под собой никаких научных оснований. Так ли это на самом деле? Небольшая группа учёных-добровольцев решила выяснить чем же руководствовались наши предки, соблюдая определённые правила в "особый" период женского цикла. О результатах этих исследований наша новая статья  "Женские менструальные практики".

Во многих древних культурах существует ряд традиций, рекомендаций и культурных практик, связанных с менструальным циклом женщин. Большинство современных женщин и специалистов относятся к таким практикам как к менструальными «табу» и выступают за отказ от подобных «ограничений».  Данное исследование рассматривает принципы, на которых основаны древние традиции, и объясняет почему они изначально не рассматривались как «ограничения женщин», но были призваны сохранить женское здоровье и благополучие. И хотя многие из этих традиций не практикуются в современном западном мире, знания, на которых они основываются, могут стать полезными для каждого.

В рамках этого исследования группа ученых и социальных работников проехала 8 штатов Индии, чтобы узнать о происхождении их менструальных традиций и их влияний на женское население. К удивлению исследователей, погружение в каждую из таких традиций открыло положительную сторону практики и сделало очевидным факт того, что ни одна из этих традиций не рассматривала женщину «грязной» или «нечестивой» во время цикла.

Возможно, многие оспорят «научность» подобных практик. Однако, в ходе исследования было замечено, что большинство женщин, особенно проживающих в деревнях и следующих подобным менструальным традициям, не беспокоятся о научной стороне этого вопроса. Напротив, они рассматривают себя хранителями культуры, передававшейся веками.  Ввиду этого, исследователи старались рассматривать вопрос с культурологической точки зрения. Вместе с тем, данный вопрос также затрагивает как современную, так и традиционную естественные науки.

Общее объяснение менструальных практик.

IMG-20160412-WA0003С одной стороны, каждая из культур кажется уникальной и привносит ряд своих правил. Такое разнообразие может привести к  убеждению, что в подобных практиках нет общего источника, и следует избегать объединения принципов таких практик. Однако, при подведении результатов исследования, проводимого в течение года, было замечено, что все эти традиции исходят из одной основы древних наук, таких как: Аюрведа, Йога, Медитация, Мантра и Астрология. Знания о Мудрах и понимание пути Йоги так же важны для понимания традиций.

Древние Ведические ученые распознавали понятие «энергии», которая порождала движение, циркуляцию, задавала направление и мотивацию.  Жизненная энергия называлась «прана» и подразумевала первоначальный источник или «дыхание» жизненной силы. Западная аллопатическая медицина возникла несколько веков назад и рассматривает применение внешних медикаментов и вмешательств. Аюрведа же, которой как минимум 7000, лет является наукой о жизни в целом и рассматривает естественную систему поддержания здоровья и человеческое тело в неразрывной связи с природой и окружающим миром. Аюрведа основывается на принципе 3 движущих сил в организме человека, называемых Дошами. Доши являются биоэнергетическим наполнением систем организма и отвечают за физиологические процессы в теле. Существуют 3 Доши: Вата-, Питта- и Капха-, которые соответствуют определенному сочетанию элементов эфира, воздуха, земли, огня и воды. Каждая из дош обладает своей функцией. Например, Вата (элемент воздуха и эфира) отвечает за коммуникацию, восприятие и умственную деятельность. Питта (элемент огня и земли) отвечает за усвоение и метаболизм,  а Капха (элемент воды и земли) - за стабильность.

Согласно Аюрведе, менструация тесно связана с функцией дош. В этой традиции считается, что менструальный цикл является особой возможностью для женщины избавиться от излишка той или иной доши, и, таким образом, является ежемесячной чисткой, способствующей долголетию и здоровью. В предменструальный период тело накапливает энергию по мере того как подготавливает себя к беременности, и, если таковой не происходит, то эта энергия выводится из тела. Во время менструации Вата является доминирующей дошей. Апана Ваю - одна из функций элемента воздуха - отвечает за нисходящий поток менструации. Следовательно, стоит избегать любой деятельности, которая препятствует этому движению. Во время менструации женщины обладают тенденцией поглощения энергии из окружающей среды. Эти принципы формируют основу древних традиций, связанных с женскими циклами.

Учитывая вышесказанное, давайте обратимся к наиболее распространённым менструальным традициям и их толкованиям, рассмотренных во время исследования и путешествия:

  1.  Избегание духовных и религиозных мероприятий, посещения храмов и избегание физического контакта с женщиной во время ее цикла;
  2. Избегание приготовления и приема пищи в общественных местах / с другими людьми;
  3. Воздержание от секса;
  4. Воздержание от плаванья и мытья волос;
  5. Воздержание от некоторых типов продуктов;
  6. Поверие, что менструальная кровь является нечистой;
  7. Отдых от дел во время менструации;
  8. Уединение женщин в отдельные помещения на период менструаций.
 1) Избегание духовных и религиозных мероприятий, посещения храмов и избегание физического контакта с женщиной во время ее цикла.

 Многие женщины докладывали о боли или дискомфортных ощущениях при посещении больших религиозных мероприятий во время менструации. Одним из объяснений, берущих корни в Аюрведе, является то, что во время цикла энергия в теле женщины движется нисходящим потоком, в то время как все духовные и религиозные практики призваны создавать восходящий поток энергии в человеческом теле.

За другим объяснением, более культурологического характера, группа исследователей обратилась к основателю храма Дэви (женского аспекта мироздания) в Андхра-Прадеше, Индия. Шри Амритананда Натха Сарасвати - основатель храма - привел весомые доводы противоположные предрассудку, связанному с нечистотой женщины во время цикла.

 «Мы не дотрагиваемся до того, что является несравненно чистым, а то до чего мы не дотрагиваемся, называется ‘табу’. Женщина во время менструации почитается как Богиня. Считается, что вся энергия от идолов в храме переходят к ней, таким образом, оставляя изваяния безжизненными. Именно поэтому в некоторых традициях женщины воздерживаются от посещения храмов во время менструаций».

 2) Избегание приготовления и приема пищи с общественных местах / с другими людьми.

 Во многих традициях прием пищи связан с духовными аспектами и, на примере индийской культуры, рассматривается с точки зрения насыщения Праной. Многие Брамины (индийские духовные служители) пропевают мантры во время приготовления пищи для того, чтобы зарядить ее определенными вибрациями и высоким уровнем энергии. Во время приема пищи активизируются нижние центры или «чакры». По этой причине Тибетские монахи читают молитвы во время приема пищи, чтобы удерживать свою энергию в более высоких центрах.  В современном же обществе, во время еды происходит выброс энергии из нижних центров, которая зачастую может быть негативной. Обычно мы не ощущаем этого. Но считается, что во время менструального цикла женщины становятся чувствительней и, учитывая их склонность поглощать энергии вокруг себя, такое воздействие может негативно сказаться на здоровье. Поэтому им рекомендуется есть отдельно в этот период.

 Далее приводится объяснение  учителя Аюрведы, доктора Майи Тивари, из ее книги «Женская сила целительства: Внутренняя медицина»:

 «Женщины избегают работы с растениями или приготовления пищи не потому, что их менструальная кровь является не чистой, не гигиеничной или токсичной. Энергия свойственная растениям, будь то продукты или саженцы, является Праной - той, которая движется от земли к солнцу. Противоположным образом, менструальная кровь наполнена Апана Ваю – потоком, стремящимся сверху вниз по направлению к земле. Таким образом, эти движущие силы несопоставимы. Растительная пища также содержит в себе большое количество Капха Доши, ответственную за молодость и питание физического тела. В то время как в крови доминирует Питта и Вата, отвечающие за очищение духа. Таким образом, решение привнести энергию, управляющую менструальной кровью, в приготовленную пищу не является мудрым решением». 

 3) Воздержание от секса во время цикла.

 Одной из практик, относящейся к менструальному периоду, является воздержание от секса. С одной стороны, мнения западных людей и специалистов сдвигаются в сторону «менструального секса» как более чувственного, благодаря дополнительной смазке, которую образует кровь, и повышенной чувствительности женщин. Однако, индийская традиция рассматривает потоки энергии и их влияние на женщину во время «менструального секса».

 Во время секса женщина поглощает мужскую энергию, а мужчины высвобождают энергию во время эякуляции. Получается, что менструирующая женщина, которая хочет избавиться от собственной энергии, должна вместо этого впитать в себя энергию мужчины. Секс с несколькими партнерами или с человеком, наполненным негативной энергией, может драматично сказаться на женском здоровье. Таким образом, половая жизнь во время менструации препятствует естественному потоку энергии в женском теле и избегается ради собственного блага женщины.

4) Воздержание от плаванья / купания и мытья волос.

 Мая Тивари (Maya Tiwari) предлагает ведическое объяснение этому обычаю в своей книге Женская Сила Целительства: Внутренняя Медицина (Women’s Power to Heal: Through InnerMedicine)

 «На психо-энергетическом уровне нам необходимо защищать свое тело от мощного воздействия ритмов элемента воды. Вода является одним из самых сильных из всех пяти элементов и способна исцелять, питать, взращивать и восстанавливать тело, ум и дух… Несмотря на обиходное представление о чистоте, в древние времена люди знали также и о священной и сильной природе воды, о том, что она обладает собственной энергией и памятью. Вода, подчиняющаяся своей собственной глобальной памяти, может влиять на протекание менструального цикла, что не является благоприятным воздействием. Напротив, мы хотим, чтобы элемент огня, являющийся доминирующей памятью крови, функционировал в своем собственном ритме.»

 5)  Воздержание от некоторых типов продуктов.

 Частью многих культурных традиций Индии, уделяющих особое внимание менструациям, является воздержание или предпочтение определенных продуктов во время цикла. В ходе исследования группа ученых взяла интервью у девушек в Ассаме, которых перевели на 3-ех дневную диету из фруктов и воды по наступлению менархе (первой менструации). В Карнатаке и Андра Прадеше в таких случаях употребляются раги (индийский напиток), листья кассии пучковатой(drumstick leafs), пажитник, сырой пальмовый сахар, и т. д.

 Аюрведа перечисляет ряд продуктов, которые имеют определенное влияние на женщин во время цикла. Рекомендуется избегать любых продуктов, усиливающих внутренний огонь и жар, таких как животные, а также молочных продуктов. Некоторые женщины страдают от желудочных расстройств и жидкого стула во время менструаций, поэтому пища должна быть легкой для переваривания и богатой железом и кальцием.

Было замечено, что женщины, первый день цикла которых сопровождается сильной болью и рвотой, испытывали облегчение при переходе на правильную диету за неделю до и во время менструаций. Традиционные общины следуют таким ограничениям и рекомендациям по питанию по сегодняшний день. Вероятно, это является причиной, по которой в деревнях меньшее количество женщин испытывают боли и дискомфорт во время менструации. Влияние пищи на протекание цикла – это то, что любая женщина может испытать на себе. Однако, конституция каждого человека отличается и соответственно соотношение трех дош в теле тоже разное. Ввиду этого, одни и те же продукты по-разному влияют на разных людей.  Поэтому в идеале лучше пройти консультацию у Аюрведического врача, чтобы получить рекомендации по диете во время менструального цикла.

 6) Поверие, что менструальная кровь является нечистой.

 Наверное, одно из наиболее распространённых поверий заключается в том, что менструальная кровь является грязной или нечистой. Интересно, что в некоторых индийских культурах, она почитается как кровь, обладающая особой силой.

 Один из докторов в Манипуре рассказал о смысле ритуала, практикующегося в день первой менструации. В этой местности ткань, испачканная первым кровотечением, хранится матерью и отдаётся девушке в день свадьбы. Считается, что такая ткань обладает большой силой, способной защитить женщину и ее семью от болезней и различных недуг.

 Одна из пожилых опрошенных рассказала, что она попробовала (выпила) каплю своей первой менструальной крови в рамках современных традиций, поскольку кровь считалась очень сильной в своем воздействии и способности сохранять здоровье.

 С другой стороны, та же самая мощная сила менструальной крови интерпретируется негативно в Джхарханде, где люди опасаются ткани испачканной такой кровью. Там считают, что эта кровь очень сильна и может использоваться для черной магии. Поэтому ткань или другие средства гигиены должны уничтожаться после использования.

 Независимо от того, рассматривается ли менструальная кровь с позитивной или негативной точки зрения, в древних традициях нет противоречащих поверий относительного того, что она обладает большой силой.

 7)  Отдых от дел во время менструаций.

 В ходе исследования, группе ученых объяснили суть фестиваля Кеддаса, празднуемого в штате Карнатака в январе или феврале в течение 3 дней. Он отмечает начало фертильного (детородного / плодородного) цикла Земли. Считается, что этот цикл подобен фертильному циклу женщины. В течение этих 3 дней Матери Земле дают отдых, запрещая любые земельные работы и сбор урожая. На четвертый день Землю орошают маслом и куркумой, что инициирует сезон посева.

 Подобным образом считается, что не следует беспокоить женщину во время менструации, позволяя естественному очищающему нисходящему потоку энергии течь в своем ритме, перед тем как начнется следующая фертильная фаза.

 8) Уединение женщин в отдельные помещения на период менструаций.

 Не все менструальные традиции связаны с Аюрведой, некоторые из них развивались ввиду практических причин: например предоставление отдельного проживания для женщин во время циклов. В октябре 20214 года СМИ подняло много шума относительно такой практики Голл (Gollas, овечьи пастухи). Мы взяли интервью у 300 представителей этой общины, что бы понять причину этой традиции.

1. Голлы проживают в небольших домах с другими семьями и скотом. В таких условиях у женщин нет достаточного личного пространства, а также считается, что их иммунитет в этот период понижен, что может повлечь за собой передачу заболеваний от других людей и скота. Отдельные помещения выстраивают из нима с плетением из лекарственных трав, которые, помимо прочего, защищают женщин от насекомых и животных.

2. Общаясь с пожилыми представителями общины Голл, группа исследователей узнала интересные факты о зарождении этой традиции. Так как Голлы по своей природе были кочевыми пастухами, порой мужчины отсутствовали месяцами в поиске работы и  корма для овец. За это время возрастало их желание  близости с женами и, по возвращению, они не думали о состоянии, в котором находятся их жены (менструируют они или беременны). Таким образом, чтобы предоставить женщинам необходимый отдых и сделать мужчин более чувствительными к их состоянию, сооружались отдельные жилища.

Эта практика остается актуальной по сегодняшний день, и, несмотря на интерес СМИ и политику правительства по уничтожению таких жилищ, женщины поселения Голл делают все возможное, чтобы оставить возможность уединяться на время менструации в отдельные помещения.

 Личный опыт автора.

 «По мере того, как я больше узнавала о принципах Аюрведы, лежащих в основе менструальных традиций, я начала экспериментировать со своим собственным циклом. Я узнала о Мудрах из книги «Мудры в перспективе здоровья» («Mudras& health perspectives») и меня заинтересовал этот безмедикаментозный метод самоисцеления.

 Мудры являются продвинутой частью Йоги, выполняются при помощи особого положения пальцев и кистей рук и могут сочетаться с Асанами и Пранаямами. Мудры подбираются в зависимости от цели или проблемы, которую вы хотите решить.

 Спустя месяц практики, мой цикл сдвинулся на 13 дней (что очень не характерно для меня). В поисках консультации я написала Джаянту Калавару, автору книги «Жизненная практика Адвайты» и основателю Фонда «The Advaita lifepractice», на что он мне ответил:

 «Фертильный цикл на Земле начинается с новой луной: каждая из девяти ночей после новолуния, Нава Ратр(Nava Ratras) обладают особой значимостью относительно того, какие действия должны предприниматься. Это напрямую связано с посевом семян, добавлением удобрений и поливом почвы / семян. Подземные воды поднимаются и максимально питают семена / растения во время по окончанию Нава Ратр и перед полнолунием (примерно 5 дней / ночей). Этот сельскохозяйственный естественный цикл необходимо заново обосновать путем точных эмпирических исследований. 

Фертильный цикл женщины заканчивается в течении четырех дней / ночей перед полнолунием. Поэтому идеальный менструальный период должен выпадать на четыре дня / ночи перед новолунием. Таким образом, следуя вышеупомянутой гипотезе, он будет выстроен в соответствии с общими лунно-земными ритмами.» 

 Больше информации по этой теме

 В традиционных практиках считается, что женщине необходимо синхронизировать свои циклы с лунными для того,  чтобы поддерживать менструации и общее здоровье в балансе. На своем опыте я заметила, что чувствую себя гораздо лучше и общий дискомфорт сократился.

 Я также заметила, как я воздействую на людей и окружение во время менструации. В процессе последней менструации моя команда была вовлечена в физически тяжелую работу. Я заметила, как вместе со мной вся команда замедлилась, и у них не было достаточно энергии для того, чтобы работать. Оглядываясь назад, я понимаю, что я «втягивала» в себя энергию из окружения как пылесос. Единственный человек, на которого это не повлияло, была моя подруга, которая только что завершила период менструации.

 Теория о потере собственной и поглощении окружающей энергии применима ко всем и прослеживается во всех древних менструальных традициях. Поглощение определенных энергий влияет как на протекание цикла женщины, так и на ее окружение. Этим можно объяснить статус «неприкосновенности» менструирующей женщины,встречающийся в таких традициях. Однако, не все женщины в равной мере влияют на свое окружение, что скорее всего связано с тем, что не у всех ритмы синхронизируются с лунными, и следовательно их энергия не на столько значительна.»

 Отношение к менструальным практикам и традициям.

 Необходимо помнить о том, что представители древних культур, инициировавшие такие практики, находились в состоянии большей гармонии и понимания своего собственного тела и природы. Также они обладали знанием Вед и  других древних наук. Вероятнее всего, применение таких практик было наиболее распространённым до прихода западной аллопатической медицины. Команда исследователей, работающая над развитием позитивного отношения к менструации в Индии и других странах, видит не просто важность выполнения самих практик, но и понимание смысла и причины, по которой они были сформированы.